3916
2
На одной из своих самых известных картин Александр Бенуа изображает зимний парад при Павле I. Давайте разберемся, какой символизм заложен в этом произведении искусства.
Символизм «Парада при Павле I»
Выставленная на текущий момент в Русском музее картина была заказана художнику в 1907 году: по задумке, произведение должно было стать частью серии полотен на сюжеты из отечественной истории. Бенуа, великолепный живописец и график, превосходно справился с работой.
Как отмечают критики, в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века отчетливо слышно эхо прошедшего времени. Перед нами предстает Михайловский замок, известный своей трагичной историей – именно здесь был убит император.
А пока что Павел I восседает на белом коне и командует парадом войск. Художник демонстрирует пристрастие правителя к воинской муштре и организации шествий и построений, которые удовлетворяли тщеславие императора. Благодаря графичности и линейности Бенуа смог передать жесткость и дисциплину атмосферы парада. Это ощущение также заложено в деталях: отточенных шагах марша, ровном ритме вертикалей оружия и строительных лесов на заднем плане.
Особую роль в картине играет композиционное решение: мастер отдаляет нас от основного действа рамой шлагбаума. Тем самым он придает полотну «картинное» звучание и не позволяет нам полностью погрузиться в происходящее. Мы являемся не участниками, а созерцателями парада. При этом Бенуа постарался внести оживление и своеобразный уют, добавив летающие снежинки.
По мнению критиков, в «Параде» переплетены сразу несколько жанров: это жанр исторический, бытовой, портретный и пейзаж. Смешение такого количества жанров – редкость для большинства художников, которые зачастую старались придерживаться одного направления.
Как отмечают критики, в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века отчетливо слышно эхо прошедшего времени. Перед нами предстает Михайловский замок, известный своей трагичной историей – именно здесь был убит император.
А пока что Павел I восседает на белом коне и командует парадом войск. Художник демонстрирует пристрастие правителя к воинской муштре и организации шествий и построений, которые удовлетворяли тщеславие императора. Благодаря графичности и линейности Бенуа смог передать жесткость и дисциплину атмосферы парада. Это ощущение также заложено в деталях: отточенных шагах марша, ровном ритме вертикалей оружия и строительных лесов на заднем плане.
Особую роль в картине играет композиционное решение: мастер отдаляет нас от основного действа рамой шлагбаума. Тем самым он придает полотну «картинное» звучание и не позволяет нам полностью погрузиться в происходящее. Мы являемся не участниками, а созерцателями парада. При этом Бенуа постарался внести оживление и своеобразный уют, добавив летающие снежинки.
По мнению критиков, в «Параде» переплетены сразу несколько жанров: это жанр исторический, бытовой, портретный и пейзаж. Смешение такого количества жанров – редкость для большинства художников, которые зачастую старались придерживаться одного направления.
Художественное осмысление правления Павла I
«Парад» нередко называют художественным осмыслением правления Павла I. Этим полотном Бенуа хотел выразить свое отношение к императору, наполнив произведение собственными размышлениями и переживаниями. Нет случайности в том, что для этой цели мастер выбрал именно военный парад – как один из ярких символов того периода российской истории.
По мнению специалистов, царствование Павла I вызывало неоднозначную реакцию: например, во всех делах, в которые он вмешивался, зачастую воцарялся страх и ужас. Причем пугали не столько нововведения, сколько нетерпимость и мелочность этого человека, которые порой граничили с безумием. Иногда малейшее отступление от правил, установленных императором, становилось преступлением и каралось каторгой. Историки отмечают, что в ссылку мог отправиться человек, если он допустил небрежность в ношении военной формы или не смог красиво пройти на параде.
За годы правления Павел I издал около 2200 законодательных актов, которые иногда противоречили друг другу. В основном они были направлены на укрепление власти монарха и государственного аппарата и ударили по дворянству, которое лишилось части своих прав. В отношении крепостных у правителя сохранялось двусмысленная политика: с одной стороны, он повелел наказывать помещиков за жестокое обращение с крестьянами, с другой – раздал около 600 тысяч душ.
Еще в период своего правления Павел I был прозван безумным императором. Его поступки часто вызывали недовольство со стороны ближайшего круга, что в итоге привело к трагедии: в ночь на 12 марта 1801 года заговорщики ворвались в Михайловский замок и убили Павла. Место на троне занял его сын Александр, который не предполагал, что за смену правления придется заплатить так дорого. Историки отмечают, что возглавлявший заговор граф Петр Пален сказал ему: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать!»
По мнению специалистов, царствование Павла I вызывало неоднозначную реакцию: например, во всех делах, в которые он вмешивался, зачастую воцарялся страх и ужас. Причем пугали не столько нововведения, сколько нетерпимость и мелочность этого человека, которые порой граничили с безумием. Иногда малейшее отступление от правил, установленных императором, становилось преступлением и каралось каторгой. Историки отмечают, что в ссылку мог отправиться человек, если он допустил небрежность в ношении военной формы или не смог красиво пройти на параде.
За годы правления Павел I издал около 2200 законодательных актов, которые иногда противоречили друг другу. В основном они были направлены на укрепление власти монарха и государственного аппарата и ударили по дворянству, которое лишилось части своих прав. В отношении крепостных у правителя сохранялось двусмысленная политика: с одной стороны, он повелел наказывать помещиков за жестокое обращение с крестьянами, с другой – раздал около 600 тысяч душ.
Еще в период своего правления Павел I был прозван безумным императором. Его поступки часто вызывали недовольство со стороны ближайшего круга, что в итоге привело к трагедии: в ночь на 12 марта 1801 года заговорщики ворвались в Михайловский замок и убили Павла. Место на троне занял его сын Александр, который не предполагал, что за смену правления придется заплатить так дорого. Историки отмечают, что возглавлявший заговор граф Петр Пален сказал ему: «Довольно ребячиться, ступайте царствовать!»
Источник:
Ссылки по теме:
- Листочки, строчки, точки: что не так со стихотворением Маяковского «Исчерпывающая картина весны»?
- История одного полотна: почему картина Татьяны Яблонской носит название «Утро»?
- Беларусь не отменит парад Победы, несмотря на протесты отдельных представителей интеллигенции
- Швейцарский художник нарисовал в Альпах картину площадью три тысячи квадратных метров
- Что такое терракотовая армия и почему она так называется?
Новости партнёров
реклама
его родная сестра умерла, не дожив до года. его отец (Петр III) убит любовниками его матери. его самого пытались отравить ещё в бытность великим князем (выжил благодаря лекарю), первая жена умерла при родах вместе с ребёнком. родная мать прямо заявляла, что её наследником будет внук (его сын), а он в пролёте. тут поневоле станешь неврастеником.
кстати, Павел знал в совершенстве языки: старославянский, русский, французский, немецкий, немного латынь; был хорошо знаком с историей и математикой.
теперь, посмотрим, что он пытался сделать:
отменил престолонаследие по женской линии (хватит бабам править страной); прищемил хвост дворянам (усилил наказания за проступки, за уклонение от службы, заставил платить налоги и пр.); улучшил положение крестьян (ограничил барщину тремя днями в неделю, запретил продавать крестьян без земли и разделять семьи при продаже, запретил жестокое отношение к крестьянам, облегчил налоги и пр.); пытался децентрализовать государственную власть, планировал заменить коллегии министерствами (как сейчас), создал "коммерц-коллегию", и купечеству было дано право выбрать 13 из 23 её членов из своей среды; ввёл в армии принципиально новые подразделения инженерное, фельдъегерское, картографическое, сократил срок службы морских рекрутов.
за что его убили:
прищемил хвост дворянству. ещё сильнее прищемил хвост лейб гвардии (бесполезным дармоедам на тот момент). ну и самое плохое - собрался подружиться с Францией и объединив флоты Франции, России, Дании и Швеции потеснить флот Англии с морей и её саму с мировой арены.
печальный итог: убит дворянами-лейбгвардейцами на английские деньги.
"Инстинкт порядка, дисциплины и равенства был руководящим побуждением деятельности этого императора, борьба с сословными привилегиями его главной задачей" (историк Василий Ключевский)
последний романтик на Российском троне.
Может, картина - это просто картина?
Их убийства были тяжелейшим преступлением против монархии, и оправдать такие преступления можно было бы только экстраординарными поступками монархов (большинство из которых придуманы их убийцами и получателями гешефта от убийства).
По поводу Павла I - Пален был очень близок Британии, которая тогда активно боролась против Директории и Франции. После того, как Павел I, благодаря мастерской дипломатии, стал Великим Магистром Мальтийского ордена, он фактически разрушил политику Британии на Средиземном море - там шла война за Египет и за право владения территорией будущего Суэцкого канала, как воротам в Индию. Появление России на Мальте - единственной природной базы для тяжелого линейного флота на центральном Средиземноморье - стало крайне неприятным сюрпризом...